От барака до современной клиники: Как изменился областной онкологический диспансер за годы Независимости
Когда-то это медучреждение, которое располагалось в здании барачного типа возле городского морга, называли за глаза «Барсакельмес» (прим.авт.: Остров для прокаженных в Аральском море – попав туда, уже никогда не возвращались). Теперь это огромное здание с современным оборудованием и десятками специалистов. Какой путь прошла больница за годы независимости Казахстана, в материале otpannews.kz.
Жители Актау, наверняка, помнят старое одноэтажное здание, которое по иронии судьбы, располагалось между городским моргом и областной мечетью. Узкие коридоры, «допотопное» оборудование, маленькие кабинеты 2 на 3 метра, всего 8 врачей, большинство из которых перешагнули пенсионный возраст. Здесь не то, что лечиться – обследоваться было страшно.
«Мы прошли огромный, очень трудный путь. Я всегда сравниваю его с театром. Когда зритель приходит на спектакль, он видит уже конечный результат, но за каждой постановкой стоит тяжелый труд. И у нас так же – чтобы диспансер вошел в программу социальных инфраструктурных проектов мы прошли тернистый путь, но донесли до правительства необходимость в строительстве нового диспансера», - рассказывает Нурлан Джариев, директор ГКП на ПХВ «Областной онкологический диспансер».
Само здание начали строить в 2009 году, однако затем грянул кризис, и объект превратился в долгострой. Завершили его только спустя больше 10 лет. Построено здание нового диспансера на средства спонсоров, причем за спонсорские средства было закуплено и оборудование. Работать областной онкологический диспансер начал еще до полного завершения строительства - сюда в 2020 году во время пандемии перевезли пациентов из областной больницы, где в то время и располагались несколько отделений диспансера.
«Тогда у диспансера был огромный долг – 147 миллионов тенге, а мы за счет платных услуг даже 7 миллионов не зарабатывали. Надо было как-то вылезать из этой ямы – мы начали искать специалистов, но все смотрели на наш «барак», и никто не хотел здесь работать. У нас даже не было своих операционных – на тот момент мы арендовали операционную на шестом этаже МОБа, но там все текло с потолков. Мы нашли деньги, арендовали хорошие операционные, и наши врачи начали оперировать в нормальных условиях. С помощью главного онколога страны Диляры Кайдаровой в 2016 году мы добились, чтобы у нас была собственная лаборатория. Я до сих пор помню, как в тот момент Диляра Кайдарова была в рабочей поездке на востоке Казахстана. Я позвонил и сказал, что срочно нужна ее помощь, и она прилетела той же ночью. Уже утром мы зашли в областной акимат, нас поддержали и выделили средства на лабораторию – 93 миллиона тенге. Мы, кстати, были как «паровоз» – после нас такие же лаборатории открыли еще в четырех регионах», - вспоминает Нурлан Джариев.
До открытия лаборатории в Актау, анализы пациентов онкодиспансера отправляли в другие области. А результатов ждали иной раз до 45-50 дней. Многие пациенты умирали, так и не дождавшись заключения. Тогда из областного центра на лечение уезжали до 2300 жителей в год. И вот в 2018 году наступил переломный момент – на тот момент в диспансере работали уже 16 врачей, начали открывать различные отделения, в том числе и паллиативное.
«Первый год мы буквально работали на износ, на внутренних резервах. Потом решили – так не пойдет. Начали искать студентов-резидентов, я сам ездил по университетам, искал желающих работать у нас – мы оплачивали им учебу, обеспечивали арендным жильем. И в 2019 году мы по динамике развития показали первое место в республике. Никто не верил – как можно, сидя в «бараке» резко вырасти. Я собрал коллектив и сказал – сейчас все зависит от нас – достроят ли нам новое здание, будем ли мы работать в достойных условиях – и мы доказали, что проблема онкологии стоит очень остро. Тогда выявляли всего 7-8 процентов пациентов на первой стадии, а сегодня мы перегоняем даже республиканские показатели – 30-32 процента, то есть каждого третьего пациента мы выявляем на первой стадии, а это огромный шанс на выздоровление. Пошла работа по скринингам, очень хорошо помогали поликлиники. Начала снижаться смертность. Тогда она была очень высокая – на уровне 61-62 процента. Сейчас – 30 процентов. Я счастлив, что завершил дело людей, которые это начали, это было непросто – огромный труд был также главного онколога страны. Когда встал вопрос о новом оборудование, ведь старое было уже никуда не годное, мы отстаивали его, ездили в Алматы, доказывали, собирали специалистов, в том числе и технических, ведь в оборудовании важна каждая деталь. И деньги были выделены – помогли спонсоры», - отмечает директор областного онкодиспансера.
Здание диспансера планировалось завершить к 2020 году, но помешала пандемия. В итоге современный онкологический диспансер заработал в полную силу только в 2022 году.
«Но я всегда говорю, что здание – это не первое, первое – это люди, специалисты, которые здесь работают. Сейчас у нас более 260 специалистов, из них свыше 60 врачей, в том числе и доктора наук. Мы обеспечены всем диагностическим оборудованием. Теперь наши врачи не направляют на обследование в другие больницы, как это было раньше. Открылся недавно и центр ранней диагностики. Даже установку ПЭТ\КТ нам пришлось отстаивать, потому что были люди, которые говорили, что в Мангистау это не нужно и экономически невыгодно. А сейчас даже врачи из Германии удивляются нашему оснащению. Наша работа по снижению смертности была озвучена в министерстве и было предложено внедрить ее по всему Казахстану», - говорит Нурлан Джариев.
В среднем раз в месяц в областном диспансере проводят Дни открытых дверей. И если всего несколько лет назад приходили с десяток человек, то теперь – минимум 100.
«Была проделана огромная работа, мы распространяли информацию в социальных сетях, выступали на ТВ, наши врачи говорили о необходимости обследований, ранней диагностики, о том, что рак – это не приговор. Сначала приходили просто знакомые, потом сработало сарафанное радио, а затем люди начали узнавать сами, и теперь приходят на бесплатные обследования. Я горжусь нашими женщинами – более 95 процентов тех, кто приходит на День открытых дверей, это женщины. У мужчин пока «страусиная политика», но и они уже начали понимать необходимость обследований», - добавляет директор онкодиспансера.
Еще задолго до внедрения всеобщей цифровизации, в онкодиспансере начали внедрять специальную программу по госпитальной информации – учет был строжайший, и это позволило только за первый год сэкономить до 40 миллионов тенге. Затем стали внедрять все новые и новые программы, что значительно упростило работу в больнице. С 2017 года у областного онкодиспансера нет кредитной задолженности. А по оснащению диспансер в Актау (и другие казахстанские онкологические клиники) сейчас может конкурировать даже с зарубежными клиниками.